- Здравствуйте, позвольте задать Вам один вопрос, - обращается ко
мне на улице некто, нарочито скромно-неряшливо одетый и сосредоточенно теребящий
в руках тоненький томик Нового Завета. - Вы читали Библию?
- "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог", -
не задумываясь, чеканно отвечает теист.
- Понятно, - тихо бормочу себе под нос. - А может все-таки: "В
начале сотворил Бог небо и землю..."?
- Да, так Ветхий Завет начинается, - абсолютно не смутившись
оправдывается юноша.
- Я именно так и спросил... Спасибо за беседу, коллега, но мне
пора. Да, и еще одно - Новый Завет начинается со слов: "Родословие Иисуса
Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова,
Иаков родил Иуду и братьев его..." Всего доброго!
Поворачиваюсь и медленно ухожу прочь. За спиной слышу тот же
тихий голос: "Здравствуйте, позвольте задать Вам один вопрос..." Кто следующий?
Вы сочтете это странным (или может даже кощунством), но меня при
чтении Библии все время не покидает ощущение, что христианство - не
монотеистическая религия, как это принято считать, а политеистическая.
Приведенные мною ниже цитаты об этом косвенно свидетельствуют. И таких мест в
тексте Библии, где тем или иным образом речь идет о существовании нескольких
богов, - довольно много. Так как мы договорились не быть голословными в
разговорах о Писании, простите мне обильное цитирование первоисточника с
некоторыми необходимыми комментариями.
Перейдем, для разбега, в начало книги, к Бытию (3:5) "... но
знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы
будете, как боги, знающие добро и зло."
Значит, "боги"? Использование множественного числа применительно
к этому слову в Библии именно и кажется мне странным. Хотя в приведенной цитате
фраза принадлежит змию, но от этого ровно ничего не меняется. Змий, вероятно,
был далеко не лапоть в этих вопросах, по крайней мере, осведомлен гораздо более
человеков.
Теперь посмотрим, что же говорит Сам Бог? В Исходе (12:12)
читаем: "А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого
первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами
Египетскими произведу суд. Я Господь." Оба-на! Значит, Сам Бог Израилев говорит
о существовании иных богов - например, египетских? Пока не комментируем,
движемся далее, приняв во внимание указанные свидетельства.
От Бытия, естественно, идем к следующему документу - Исходу. Что
же значат слова Моисея (Исх.15:11): "Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто,
как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?" Похоже, Моисей
также знает и нисколько не озадачен тем, что богов несколько. И дабы возвеличить
восхвалить Бога, говорит Ему о Его превосходстве над другими богами.
Если это случайность, то почему теми же словами говорит Иофор,
тесть Моисея, после непродолжительной беседы со своим зятем? Исход (18:11):
"Ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов, в том самом, чем они
превозносились над Израильтянами."
Каким же образом согласуются политеистичные взгляды персонажей
Библии с заповедью всему народу(Исх.20:3): "Да не будет у тебя других богов
перед лицем Моим"? Эта заповедь стоит первой в ряду морально-этических
наставлений, которые Бог дает Израилю. Возможно, ответ состоит в хронологической
последовательности приведенных выше цитат - в главах 15 и 18 люди еще ничего не
подозревают о единственности Бога, а узнают об этом лишь в 20-й главе?
Хорошо, оставим свидетельства Божьего избранника Моисея и его
тестя, и пойдем дальше, по хронологии - посмотрим, были ли рецидивы в
дальнейшем.
Вращаем барабан...
Стрелка остановилась на Второзаконии (4:7): "Ибо есть ли какой
великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам
Господь, Бог наш...". Опять Моисей, увещевая народ исполнять заповеди Божьи и
избегать идолопоклонства, говорит о множественности богов, о том, что у каждого
народа есть свой бог и Моисей это вполне допускает. И это после того, как Бог
дал заповедеи, в которых Его единственность, как мы видели, была лидирующей.
Безусловно, у Моисея нет иного бога, и он поклоняется и чтит только Бога
Израилева, но все время косвенно говорит о существовании иных, "чужих" богов.
Следующий ход. Стрелка - на Книге судей (2:10-13): "... и когда
весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который не
знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю, - 11. тогда сыны Израилевы стали
делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам; 12. оставили Господа Бога
отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам,
богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа; 13.
оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам."
Вот, наконец, и первые персонажи - Ваал (древний общесемитский
бог плодородия, вод и войны) и Астарта (финикийская богиня плодородия,
материнства и любви). Очень интересное словосочетание "боги народов", обратили
внимание. Авторы нашего текста допускали существование отдельных,
самостоятельных богов у каждого народа. И что характерно, Господь сердится, что
люди ушли к другим богам, значит Он формально признает их существование?
Ни здесь, ни в приведенных уже выше, ни в следующих ниже цитатах,
как и нигде в Библии, Бог не осудит ни словом, ни действием подобную вольность в
высказываниях представителей Своего народа. Как мне кажется, Он должен был
осуждать не только слова, но даже и мысли о наличии иных богов. Но этого не
происходит. Он довольствуется исполнением обрядов в Его честь и положенных
жертвоприношений.
Что там дальше по оглавлению? Руфь? Отлично. Глава 1, стих 15: "Ноеминь
сказала Руфи: вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам;
возвратись и ты вслед за невесткою твоею." Даже обычная женщина знает, что богов
есть несколько, и нормально относится к наличию у иных народов своих богов. Ох,
уж эти женщины... (После данной цитаты меня никто не упрекнет, что я не принял
во внимание точку зрения слабой половины человечества).
Но не теряем темп, идем дальше.
Обратимся теперь к 3-й Книге Царств. Эпизод из главы 9, стих 6,
опустим, а вот главу 11 перечтем: "1. И полюбил царь Соломон многих чужестранных
женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Амонитянок, Идумеянок, Сидонянок,
Хетеянок, 2. из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "не
входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего
к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью. 3. И было у него семьсот жен и
триста наложниц; и развратили жены его сердце его. 4. Во время старости Соломона
жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано
Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. 5. И стал Соломон служить
Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Амонитской. 6. И делал Соломон
неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец
его. 7. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе,
которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Амонитской. 8. Так сделал он для
всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. 9. И
разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа
Бога Израилева, Который два раза являлся ему 10. и заповедал ему, чтобы он не
следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь Бог."
И Соломон туда же! Удивляет та настойчивость, с которой Бог
наставляет Соломона на путь истинный. Даже дважды лично являлся ему пред ясные
очи! (Вспомнилось Исх.33:20 "человек не может увидеть Меня и остаться в живых" и
Быт.32:30 "...нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога
лицем к лицу, и сохранилась душа моя" - но сейчас не об этом). Но и такие
аргументы не убедили Соломона, он спокоен, как будто ему каждый день являлись
боги. Как видим, тут речь даже не идет об исключительности Иеговы. Увидев Бога и
выслушав Его речи, Соломон просто проигнорировал Его наставления.
Но цари - народ избалованный, а что может убедить простого
смертного? Ответ находим в 4-й Книге Царств (5:17): "И сказал Неман: если уже не
так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не
будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме
Господа..."
Тут комментариев не будет.
С Соломоном разобрались, призовем в свидетели Давида. 1-я
Паралипоменон (15:24-26): "24. Возвещайте язычникам славу Его, всем народам
чудеса Его, 25. ибо велик Господь и достохвален, страшен паче всех богов. 26.
Ибо все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил."
И Давид не забыл про богов народов вставить свое словечко. Хотя
он должен был знать, что Бог один - ведь всех человеков, Адама и Еву, его прямых
предков, сотворил-то единственный Бог, кроме Которого нет иных. Почему его не
смущает существование других? При этом аргумент Давида - "небеса сотворил"
выглядит слегка наивно, ибо Бог все сущее сотворил, но Давид ограничивается
малым. Сегодняшние христиане в два счета убедят любого, что Бог есть и расскажут
о Его свойствах, заставив поверить в Его единственность. А Давид почему-то
спасовал...
Теперь обратимся к последнему тексту Ветхого Завета, к Книге
Пророка Малахии, где изложено "пророческое слово Господа к Израилю через Малахию".
В тексте находим такой вопрос (Мал.2:10): "Не один ли у всех нас Отец? Не один
ли Бог сотворил нас?".
Но уже в следующем стихе Бог говорит через Малахию: "Вероломно
поступает Иуда... ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на
дочери чужого бога."
Как видим, от начала до конца - боги, боги, боги. Чужие, иные,
другие. Меняются свидетели, меняются картины, а дух политеизма не покидает
страниц Писания.
В попытках объяснить этот казус, я пришел к любопытным выводам.
Что касается приведенной цитаты Малахии, то объяснением можно считать слова
Неемии (13:23): "...я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок,
Аммонитянок и Моавитянок". Я не специалист в данной области, но если мне скажут,
что на древнееврейском языке словосочетание, переведенное на русский как "чужой
бог", было синонимом слов инородец, иноплеменец (чужого рода, чужого племени),
как это переведено, например, в книге Ездры (9:2, 10:2), то я сочту это
объяснением.
Но данный довод не применим для иных приведенных цитат. Будем
искать иной аргумент.
Опять обратимся за помощью к Исходу (34:12-16). На первый взгляд
- картина обычная. Нет, на этот раз, кажется, есть разгадка - она в следующем
стихе (Исх.34:17): "Не делай себе богов литых". Может быть действительно, дело
не в богах как богах. А что если боги в нашем контексте - это просто
символические скульптурные изображения всеразличных языческих идолов,
почитавшихся тогдашними народами-племенами как боги, да и только.
Именно подобных язычески-политеистических взглядов придерживалось
большинство племен, живших в соседстве с евреями Ветхого Завета. И это не могло,
как мне кажется, не наложить свой отпечаток на их, евреев, взгляды и обычаи.
Подтверждений тому в Библии - более чем достаточно. Целый комплекс общих
морально-этических правил мы можем наблюдать во взаимоотношениях Рахили и Лавана.
В законах Хаммурапи (царь Вавилонии), датированные примерно тем
же периодом, есть положения, согласно которым если замужняя женщина не рожала
детей, она сама выбирала мужу рабыню, а детей, рожденных от этого союза,
воспитывала как своих собственных. При этом наложница рожала на коленях у
бездетной супруги - это и был акт формального признания сына рабыни законным
наследником рода.
Именно так рожала Рахиль (Быт.30:3-6): "3. Она сказала: вот
служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела
детей от нее. 4. И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней
Иаков. 5. Валла служанка Рахилина зачала и родила Иакову сына. 6. И сказала
Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему
имя: Дан." Мы видим, что Рахиль называет этого сына своим: "дал мне сына".
Но я заговорил о Рахили несколько по другому поводу. Очень
интересен для нашей темы следующий эпизод, (Быт. 31:19): "И как Лаван пошел
стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее." Чуть
далее, в разговоре Лавана и Иакова, звучит слово "боги" при обозначении идолов,
которых похитила Рахиль (Быт.31:30): "Но пусть бы ты ушел, потому что ты
нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего: зачем ты украл богов моих?"
Это именно те самые боги-идолы, символизировавшие охранявших род
домашних божков, как те, о которых мы читали в Исходе (34:12-17)? По тогдашним
законам, сын, обладавший статуэткой домашнего божка получал основную долю
наследства. Также согласно закону Хаммурапи, зять, обладающий статуэткой тестя,
пользовался правом на наследство наравне с сыновьями. Таким образом Рахиль,
украв статуэтку, обеспечивала своему мужу права на наследство.
Но опять данное объяснение не можно распространить на остальные
"политеистические" фрагменты Ветхого Завета. Найденное объяснение слишком
локально.
А может быть проблема из разряда сверхестественных: Сам Господь
Бог специально внес такую путаницу в умы своего народа и текст Ветхого Завета,
чтобы такие, как я задавали свои наивные вопросы, а церковники потом занимались
объяснением каждой фразы? Не знаю.
Такая вот получается петрушка с Ветхим Заветом. А что же в Новом?
Там-то, наверняка от политеизма нет и следа! Открываем, читаем...
И что же мы видим в Новом Завете? Та же картина. Опять обильное
использования слова "бог" во множественном числе. Кроме того, есть потрясающее
место в 1-м Послании Павла Коринфянам (8:5-6): "... нет иного Бога, кроме
Единого. 5. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так
как есть много богов и господ много, - 6. но у нас один Бог Отец, и один Господь
Иисус Христос, Которым все, и мы Им."
Павел сам говорит, что богов много, но христиан один бог, свой.
Но есть и другие, у иных народов. И для Павла это тоже не есть проблема.
Хотя при этом Павел-то знает, что Бог един от Сына Его, Иисуса
Христа. Написано это и у Марка (12:29): "...какая первая из всех заповедей? 29.
Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай Израиль! Господь Бог наш
есть Господь единый;...", и в Послании Иакова (2:19): "Ты веруешь, что Бог един:
хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут." Хорошо сказано в 1 Тим.2:5-6: "5.
Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
6. предавший Себя для искупления всех...". И еще 1 Кор.8:4, и еще много-много...
Но для Павла все сказанное - не аргумент. Хоть они и "так называемые", но
все-таки "есть много богов"...
Что же получается? Или христианство - религия все-таки
политеистическая, хотя и не явно, или просто все перечисленное - это лишь
рудиментарные остатки языческих истоков этой религии? Может быть, Библия,
которую на протяжении столетий миллионы людей на планете считали богостоворенной,
все-таки творение человека, и восходит своими корнями к древней месопотамской
мифологической традиции (ведь первоначальной родиной евреев была Месопотамия -
Быт.2:14-14), шумерским мифам и легендам (ведь семья Авраама жила в Уре, древней
столице шумеров - Быт.11:31), обычаям и обрядам, возникшим на протяжении
тысячелетий на берегах Тигра и Евфрата?
Как я склонен считать, монотеистическая идея от Авраама, которой
в более поздние времена неоднократно, как мы убедились выше, изменяли евреи,
обращаясь к культу иных богов (за что на них страстно обрушивались пророки),
скорее всего не монотеистична, а генотеистична. Т.е. основная идея в том, что,
хотя и существуют многие боги, поклоняться следует только одному из них -
покровителю племени. Это мы видели на примере Рахили и статуэток ее отца. Тем
паче, что в этом фрагменте видно, что кроме законов, данных Богом, у еврейских
родов сильно было влияние иных, созданные людьми, законов. То же, вероятно,
можно сказать и о культуре, а значит, и о политеистичном религиозном окружении
рода Адамова.
Окончательно монотеизм укрепился только в Новом Завете, хотя от
этого вопрос о персональном составе "божественного корпуса", как мне кажется, не
решается. Если Иисус пришел "не нарушить, но исполнить", то это относится только
к заповедям, а на историю рода Иисуса не распространяется. И Павел нам это
доказал.
Еще раз хочу оговориться, что я не профессионал в вопросах
древней истории и этнографии, я не знаю Библию так же хорошо, как ее знают
многие, но тот интерес, который я испытываю к данному кругу проблем, вынуждает к
расширению познаний и обмену мыслями и мнениями.
Так все-таки, сколько богов было в верованиях евреев Ветхого
Завета? Сколько их стало у христиан Нового Завета? Сколько их сейчас? Сколько их
будет в будущем?