Сайт свободного разума "АХ!"
Летописные
свидетельства
о насильственном крещении Руси.
Лаврентьевская
летопись. Древний текст см:
ПСРЛ, т.1, в.1, М., 1962;
повторение изд. ПСРЛ, Л" 1926; или в кн. "Литература Древней Руси 1Х-ХП ев". М.,
1978. Перевод Б. Кресеня.
6488 (980). И начал княжить
Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перуна
деревянного - главу серебряну, а ус злат, и Хорса-Дажьбога, и Стрибога, и
Симаргла, и Мокошь... Владимир посадил Добрыню, дядю своего, в Новгороде. И,
придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему
жертвы новгородцы как богу <...>.
Был же Владимир побежден похотью
женскою, и вот какие были у него супруги: Рогнеда, которую посадил на Лыбеди
<...>, от нее имел четырех сыновей: Изеслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и
две дочери; от гречанки имел - Святополка; от чехини - Вышеслава; от другой -
Святослава и Мстислава; а от болгарыни -Бориса и Глеба, а наложниц у него было
300 - в Вышгороде, 300 - в Белгороде и 200 на Берестове <...>. И был он
ненасытен в блуде, приводил к себе и замужних жен и растлял девиц. Был он такой
же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300
наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб. Этот же был невежда, а под конец
обрел спасение.
В год 6496 (988) пошел Владимир
с войском на Корсунь, град греческий. <...> И послал к царям Василию и
Константину, и так им передал: "Вот взял ваш город славный; слышал же то, что
имеете сестру девою; если не отдадите ее за меня, то сотворю городу вашему
(столице) то же, что и этому городу сотворил". И услышав это, они (Василий и
Константин) опечалились, и послали ему весть, и так ответили: "Не пристало
христианам выдавать жен за неверных. Если крестишься, то и ее получишь, и
царство небесное примешь, и с нами единоверен будешь".
<...> По божьему промыслу в это
время разболелся Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не
знал, что делать. И послала к нему царица (Анна) и передала: "Если хочешь
избавиться от болезни сей, то крестись скорее; иначе не избудешь недуга сего".
Услышав, Владимир сказал: "Если воистину исполнится это, то поистине велик будет
бог христианский". И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными
попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас
прозрел он. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил бога:
"Теперь узрел я бога истинного:"
<...> После этого Владимир взял
царицу и попов -корсунских с мощами святого Климента <...>, взял и сосуды
церковные, и иконы на благословение себе. <...> Забрал и двух медных идолов, и
четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью св. Богородицы. Корсунъ же
отдал грекам как вено за царицу, а сам пришел в Киев. И когда пришел, повелел
кумиры опрокинуть - одних изрубить, а других - предать огню. Перуна же повелел
привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и
приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что
дерево чувствует, но для поругания беса <:>. Вчера был чтим людьми, а сегодня
поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди
<...>. И, притащив, сбросили его в Днепр. И сказал Владимир сопровождающим:
"Если он где пристанет, вы отпихивайте его от берега, до тех пор, пока не
пройдет пороги, тогда лишь оставьте его". Они так и сделали, как он велел. Как
только оставили его за порогами, так принес его ветер на мель, которую потом
прозвали Перунья Мель, так она и до сего дня называется. Затем послал Владимир
по всему городу сказать: "Если не обратится кто завтра на реке - будь то
богатый, или бедный, или нищий, или раб, - противен будет мне".
Мазуринский летописец. ПСРЛ. т.
34, М., 1968. Перевод Б. Кресеня.
6498 (992). Добрыня, Дядя
Владимира, отправился в Великий Новгород, и все идолы сокрушил, и требища
разорил, и многих людей крестил, и церкви воздвиг, и священников поставил по
городам и селам новгородского предела. Кумира же Перуна посекли, и низвергли на
землю, и, привязав веревки, повлекли его по калу, бив жезлами и топча. И в это
время вошел бес в того бездушного кумира Перуна и в нем возопил, как человек: "О
горе мне! Ох мне! Достался я немилостивым рукам". И сбросили его люди в реку
Волхов и заповедали, чтобы никто его не перенял. Он" же, проплывая сквозь
великий мост, ударил по мосту своей палицей и сказал: "Здесь пусть тешатся люди
новгородские, вспоминая меня", и тут творили безумные люди многие годы,
сходились в некие праздники и устраивали представления, и творили бои.
Иоакимовская летопись. Древний
текст в кн. Татищев В.Н. История Российская, 1т. М., 1963. Перевод Б. Кресеня.
6499 (991). В Новгороде люди,
увидев, что Добрыня идет крестить их, учинили вече и заклялись все не пустить их
в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришел, они, разметав мост
великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня
ни увещевал, они и слышать не хотели, и вывели два самострела больших со
множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов.
Высший же над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего красноречия был
наречен Соловьем, запрещал людям покоряться.
Мы же стояли на торговой
стороне, ходили по торжищам и улицам, и учили людей, как могли. Но гибнущим в
нечестии слово крестное, которое апостол сказал, явилось безумием и обманом. И
так мы пребывали два дня и крестили несколько сот людей.
Тоща тысяцкий новгородский
Угоняй, ездил повсюду и кричал: "Лучше нам помереть, нежели богов наших дать
на поругание." Народ же оной страны, рассвирипев, дом Добрыни разорил,
имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж
смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью
переправился выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегся,
так как все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он же, дойдя до двора
Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же той
страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили Путяту, и была
между ними злая сеча. Некоторые пошли и церковь Преображения Господня разметали
и дома христиан стали грабить. А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним
воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма
устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас перестали сечь, и тоща первые
мужи, придя к Добрыне, стали просить мира.
Добрыня же, собрав воинов,
запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав,
низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с
воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же,
насмехаясь, им говорил: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить
не могут, какую пользу вы от них чаять можете". И послал всюду, объявив, чтоб
все шли ко крещению. <...> И пришли многие, а не хотящих креститься воины
притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. <...> И так
крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята
крестил мечем, а Добрыня огнем.
Лаврентьевская летопись. Перевод
Б. Кресеня.
6532 (1024). В тот же год
восстали волхвы в Суздале, избивали они старую чадь по дьявольскому наущению и
бесованью, говоря, что они прячут запасы. Был мятеж великий и голод по всей
стране <...>. Ярослав же, услышав о волхвах, пришел к Суздалю; захватив волхвов, одних изгнал,
а других казнил, говоря так: "Бог за грехи насылает на всякую страну голод, или
мор, или засуху, или иную казнь, человек же не ведает за что".
6779 (1071). <...> В те же
времена пришел волхв, обольщенный бесом; придя в Киев, он говорил и то поведал
людям, что на пятый год Днепр потечет вспять и что земли начнут меняться
местами, что Греческая земля станет на место Русской, а Русская - на место
Греческой, и прочие земли изменятся. Невежды слушали его, верные же смеялись,
говоря ему: "Бес тобою играет на погибель тебе". Что и сбылось с ним: в одну из
ночей пропал без вести.
6579 (1071). Был голод в
Ростовской области, и тогда восстали два волхва близ Ярославля <...>. И пришли
на Белозеро, и было с ними людей 300. В то же время случилось прийти от
Святослава собирающему дань Яню, сыну Вышатину <...>. Янь же повелел бить их и
вырывать у них бороды. Когда их били и выдирали расщепом бороды, спросил их Янь:
"Что же вам молвят боги?" Они же ответили: "Стать нам пред Святославом!" И
повелел им Янь вложить рубли в уста и привязать их к мачте лодки и пустил их
пред собою в ладье, а сам пошел за ними. Остановились на устье Шексны, и сказал
им Янь: "Что же вам теперь боги молвят?" Они же ответили: "Так нам боги молвят:
не быть нам живыми от тебя". И сказал им Янь: "То они вам правду поведали".
<...> Они же, схватив их, убили их и повесили на дубе.
6579 (1071) Такой волхв появился
при Глебе в Новгороде; говорил людям, притворяясь богом, и многих обманул, чуть
не весь город, уверяя, будто "все ведает и предвидит", и хуля веру христианскую,
уверял, что "перейдет Волхов перед всеми". И был мятеж в городе, и все поверили
ему и хотели погубить епископа. Епископ же взял крест и облекся в ризы, встал и
сказал: "Кто хочет верить волхву, пусть
идет за ним, кто же верует, пусть ко кресту идет". И разделились люди надвое:
князь Глеб и дружина его пошли и встали около епископа, а люди все пошли за
волхва. И начался мятеж великий между ними. Глеб же взял топор под плащ, подошел
к волхву и спросил: "Ведаешь ли, что завтра утром случится и что сегодня до
вечера?" - "Все предвижу". И сказал Глеб: "А знаешь ли, что будет с тобою
сегодня?" - "Чудеса великие сотворю", - сказал. Глеб же, вынув топор, разрубил
волхва, и пал он мертв <...>.
Никоновская летопись. ПСРЛ, т.
10., М., 1965; поет. Спб., 1862. Перевод Б. Кресеня.
6735 (1227) Явились в Новгороде
волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхвования, и потворы, и ложные знамения
творили, и много зла сделали, и многих прельстили. И собравшиеся новгородцы
поймали их и привели на двор архиепископа. И мужи князя Ярослава вступились за
них. Новгородцы же привели волхвов на двор мужей Ярослава, и сложили великий
огонь на дворе Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они
все сгорели.
Материал
с ресурса
"Славянское
Язычество"
история, культура, философия
http://paganism.ru
Сайт свободного разума "АХ!" |