Сайт свободного разума "АХ!"
Инквизиция
в России
На
средневековых процессах колдуньи
признавались, что общались с дьяволом.
Мы возмущены как можно было принудить
их к таким показаниям, ведь дьявола не
существует!
Но голос разума твердит нам:
“Неправда, неправда, неправда!”.
Дьявол существует – он то и был
инквизитором.
С. Лец.
“Прекрасная
вещь – любовь к отечеству, но еще более
прекрасное - это любовь к истине”, - писал
Чаадаев. В обыденном сознании очень часто
второе приносится в жертву первому, иногда
по незнанию, иногда из-за неправильного
понимания патриотизма, а чаще всего потому,
что это кому-то выгодно. Именно так обстоит
дело с вопросом о существовании в России
инквизиции. Еще в прошлом веке историк
Погодин, обосновывая преимущества русской
истории по сравнению с западной, утверждал,
что инквизиции никогда на Руси не было. В
дальнейшем эта точка зрения поддерживалась
и государством и церковью. Инквизиция в
России была, пусть сравнительно короткий
промежуток времени.
В
Европе размах еретических движений 13 века
заставил католическую церковь учредить
систему папской инквизиции. Ее задача
заключалась в расследовании всех дел,
связанных с ересью, причем подчинялись ей
как церковные, так и светские власти.
Антицерковные движения появлялись в
основном в городах, где наиболее высокий
уровень грамотности делал людей
восприимчивыми к духовным исканиям.
Ситуация обострялась еще и тем, что очень
часто в городах именно церковь выступала в
роли сеньора. Общим практически для всех
еретических движений было отрицание
поклонения иконам, а богатая католическая
церковь противопоставлялась организациям
христиан первых веков нашей эры. Еретики
были столь сильны, что некоторые из
наименее радикальных смогли стать папами, а
против ереси альбигойцев, обосновавшейся
на юге Франции в начале XIII века, был
организован крестовый поход. Но наибольшую
жуткую известность приобрела инквизиция в
Испании.
В
России, которая благодаря татаро-монголам
была отброшена от генеральной линии
исторического развития на столетия, первые
еретики появились в XIV веке в Пскове. Вообще,
Псков и Новгород были главными центрами
еретического движения на Руси до середины
XVI века, так как северная Русь имела и
наиболее тесные контакты с Европой, и
лучший уровень экономического развития. В
XIV веке еретики преследовались
сравнительно вяло, так как и государство и
православная церковь были заняты более
важной борьбой: одновременно против татар и
за объединение русского государства под
властью московских князей. Но в конце XV века
обе эти задачи были практически решены, а
еретики приобретали все большее влияние в
низшем духовенстве, среди образованных
купцов, части бояр, им покровительствовал
даже сам великий князь Иван III.
Новгородско-московская
ересь конца XV века была очень похожа на
еретические движения в Европе и
представляла собой первую попытку
образованных людей вырваться за
предписанные церковью и созданные самим
средневековым бытом рамки. Еретики
отрицали иконопочитание, считая его не
лучшем занятием, чем поклонение идолам.
Считали воплощенной несправедливостью
церковное землевладение вообще –
православные монастыри владели на Руси
тогда огромными территориями – и церковную
организацию в частности, как не
соответствующую евангельским принципам
равенства. Их критика носила как моральный,
так и рациональный характер, особенно ярко
проявившийся в истории с “концом света” в
1492 году.
По
церковному летоисчислению “от сотворения
мира” наступал 7000 год. Как сейчас, так и в
средневековье люди с непонятным пиететом
относились к круглым датам, и среди
церковников стала распространяться идея,
что обещанное “второе пришествие” не за
горами. Еретики же были твердо уверены, что
ничего в этом году не случится. Споры
разгорелись нешуточные, и уверенные в себе
православные священники даже расчеты
пасхальных дней довели только до 1492 года.
Естественно, никакого “конца света” не
случилось и официальной церкви пришлось
объяснять пастве свою ошибку. Кончилось все,
конечно, ссылками на “божью волю”, а вместе
с тем резко усилилась ненависть к шибко
образованным еретикам. Те же оказались
правы еще и потому, что изучали по арабским
и античным книгам астрономию, которую
ортодоксы объявляли “чернокнижием”.
После
такой неудачи влияние официальной церкви
начало падать. Некоторые, наиболее
передовые русские мыслители выдвинули
тезис о свободе воли человека, наличие
которой в православии, в отличие от
католичества, отвергается полностью. Среди
образованных людей возникли сомнения в “страшном
суде”, “воскресении мертвых” и “загробной
жизни”, что грозило полностью подорвать
влияние церкви, но не на массы, для которых
споры образованных монахов, бояр или купцов
были недоступны, а на власть. Дело в том, что,
отрицая церковное землевладение, еретики
играли на руку великому князю, который
давно хотел подобраться к монастырским
владениям.
Победа над еретиками была для церкви
жизненной необходимостью. Находясь в
растерянности, православные иерархи
обратились к западному опыту. По приказу
новгородского архиепископа Геннадия в 1490
году против ряда видных еретиков применили
типично инквизиторскую казнь: еретиков
посадили задом наперед на лошадей (в
Испании сажали на ослов, но в Новгороде
ослов не нашлось), надели на головы “бесовские”
колпаки с рогами, а на грудь каждому
повесили надпись: “се есть сатанино
вьинство”. После этого их провезли по всему
городу, и каждый встречный должен был
плевать в проповедников свободы воли – это
было наказанием за “гордыню”. Затем
некоторые были казнены, многие сосланы в
отдаленные монастыри. Сходство с
действиями святейшей инквизиции не
случайно. Геннадий очень лестно отзывался
об опыте западноевропейских “коллег” и
описанное действие устроил в точности по
испанским руководствам по борьбе с ересями.
В 1501 году он распорядился перевести на
русский язык католический антииудейский
трактат – на еретиков нужно было навесить
ярлык, и их “припечатали” прозвищем “жидовствующие”,
хотя ничего от иудаизма в их воззрениях не
было.
Вскоре
и сам Иван III понял, что с опорой на еретиков
он поторопился. Внешнеполитические
интересы толкали его на поддержку
православного населения в Литве, а для
этого нужно было мириться с церковью. Но
самое важное заключалось в том, что
свободолюбивые еретики, хотя и обладали
большими знаниями, а глава московского
кружка Федор Курицын и вовсе был выдающимся
дипломатом, однако на роль творцов
государственной идеологии они не подходили.
Московская Русь сложилась как жестко
централизованное государство, в котором
жизнь каждого человека, от последнего
холопа до первого боярина была во власти
великого князя. Разговоры о “свободе воли”,
отрицание загробного воздаяния
противоречили стремлению Ивана III и его
преемников сделать из подданных безмолвное
и послушное стадо, с которым делать можно
было все, что угодно великому князю. Здесь
помочь им могло только православие, которое
нетерпимо относилось к любому выражению
индивидуальности – поэтому, кстати, такие
люди, как Андрей Рублев и Максим Грек были
лишь редким исключением в истории русской
церкви.
Фактически, царь и церковники заключили
сделку (как оказалось – на 4 столетия): царь
отрекся от еретиков и дал с ними
расправиться, а иерархи взяли на себя
обязательство во всем поддерживать царскую
власть. Ивану пришлось смириться с
земельными богатствами в руках церкви, но
взамен он получил мощный аппарат
идеологического контроля, который
находился на службе у российских
властителей вплоть до начала XX века.
И
хотя еретики всегда поддерживали сильную
княжескую власть, их дни были сочтены.
Массовой опоры у них не было, крестьянство и
простые горожане еще не находились в таком
отчаянном положении как полтора столетия
спустя, когда возникнет мощнейшее народное
движение против официальной церкви –
старообрядчество. Свободомыслие и
инакомыслие тогда было сомнительной
привилегией очень немногих. На них и
опробовали западные инструменты русские
церковники. В 1503 году состоялся церковный
собор, на котором ересь была осуждена, а
наиболее активные еретики приговорены к
казни. Дознание происходило тоже весьма
распространенным в Испании способом: чтобы
организовать суд над еретиками, Иосиф
Волоцкий предложил начать с арестов “двух-трех
еретиков, а оне всех скажют” – под пытками,
конечно, люди не выдерживали и оговаривали
даже невиновных. Организованный в 1504 году
показательный процесс закончился
очередным инквизиторским представлением.
На льду Москвы реки в деревянной клетке
были сожжены главные представители
московского еретического кружка. Остальные
были разосланы по монастырям под надзор
игуменов. С робким началом развития
свободомыслия на Руси было покончено.
Одиночек-еретиков продолжали жечь и дальше,
но особенно активно в этом отношении союз
церкви и государства преуспел во второй
половине XVII века, когда ему пришлось иметь
дело со старообрядчеством. Справедливости
ради надо отметить, что в это союзе церковь
навсегда заняла подчиненное, а после Петра
– так просто рабское положение, в которое
она сама приводила и продолжает приводить
русское общество с конца XV века до наших
дней.
Сергей
Соловьев
ИНКВИЗИЦИЯ
В РОССИЙСКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Сначала
даю источники.
1.
По Алексею Толстому: “Петр I” , том 1, глава 5,
стр. 191, речь патриарха Иоакима: “… прошу
великих государей указом вершить Квирина
Кульмана, - сжечь его живым с книгами…”.
Другие
источники по неофициальной инквизиции в
РПЦ:
2.
“Акты исторические, собранные и изданные
Археографической комиссией” 1841г. №258.
3.
“Полное собрание русских летописей” т. 4, с
158, 1859г.
4.
“История религий” в 2-х томах И Крывелев, т
2, г 4.
Теперь
факты о которых идет речь в этих источниках:
новгородский архиепископ Геннадий сжег за
ересь (т.н. жидовствующие) архимандрита
Кассиана, у Некраса Рукавова был вырван
язык, после чего, он тоже был сожжен. Но
поместонм соборе в 1504 г. были осуждены на
сожжение за ересь Иван-Волк Курицын,
Дмитрий Коноплев, Иван Максимов, остальных
сектантов сослали, заточили в тюрьмы или
наложили епитимьи. По обвинению в ереси,
богохульстве и колдовстве были казнены
врачи Эрнштейн, Леон и Бомелий. Официально
инквизиция в РПЦ оформилась при борьбе с
раскольниками. Синод, в распоряжение
которого были предоставлены сначала
штрафные суммы, взимавшиеся с раскольников
за непринятие исповеди и причастия в
православных церквях, а затем двойной оклад
за ношение раскольниками бороды и платья
старого покроя, учредил для лучшего сбора
этих средств особую контору
раскольнических дел, преобразованную затем,
во время прибывания синода в Москве при
Петре II, в канцелярию розыскных
раскольнических дел. Главной задачей этого
учреждение был главным образом не сбор
штрафов (доход от которых шел РПЦ), а розыск
раскольников и расправа над особо упорными.
Как
раз с началом дискуссии совпал конец
написания мной статьи об истории
взаимоотношений религии и науки. Вот
выдержка: “Перед лицом успехов науки
позиция РПЦ могла быть выражена следующей
формулой: если научные открытия
опровергают религиозные догматы, то тем
хуже для науки. Ещё М. Ломоносов (кстати,
глубоко верующий человек), раздраженный
нападками церковнослужителей на свои
исследования, потребовал, чтобы
духовенство “не привязывалось к ученым” и
“не ругало науки”. Учение Ч. Дарвина,
вызвавшее ожесточенные нападки католиков и
протестантов, было встречено в штыки и
православием. Сторонников дарвинизма
подвергали травле. Из-за гонений
духовенства был вынужден покинуть Россию
сторонник дарвинизма, выдающийся биолог,
лауреат Нобелевской премии, И.И. Мечников.
Церковь запретила книгу И.М. Сеченова “Рефлексы
головного мозга” (1863), сочтя ересью учение о
естественной природе психики человека. Был
запрещен кантемировский перевод сочинения
Фонтенеля “О множественности миров”;
синод в своем обращении к правительству по
этому поводу требовал издать указ, “дабы
никто отнюдь ничего писать и печатать не
мог как о множественности миров, так и о
всём другом, вере святой противном, под
жесточайшим за преступление наказанием”.
Было запрещено сочинение Тредьяковского “Феоптия”
на том основании, что там было сказано, “будто
Земля вертится, а Солнце стоит, и будто Луна
ходит вслед за Землею”. Настаивая на
запрещении книги Поупа “О человеке”,
духовная цензура мотивировала свое
требование таким образом: автор “ни из
священного писания, ни из содержимых в
православной нашей церкви узаконений
ничего не заимствуя, единственно все свои
мнения на естественных и натуральных
понятиях полагает, присовокупляя к тому и
коперникову систему, також и мнения о
множественности миров, священному писанию
совсем не согласные”. (Цитаты: “История
религии” И.А. Крывелев в 2-х томах, “Религия
в истории и культуре” М. Писманик. В пример
нападок священников на науку могу
посоветовать: книга “священноинока” Иова
Немцева “Круг Земли неподвижен, Солнце
ходит” 1914 г., книгу иеромонаха Арсения “Эволюционная
теория и библейское учение о происхождении
мира и человека” 1907 г.)”.
А.
Вязовский
Сайт свободного разума "АХ!" |